Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 sch_64@stavadm.ru
тел/факс: 8(8652)947041
355008, г. Ставрополь, ул. Дзержинского,1

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №64 города Ставрополя

Страница логопеда

 

Маркова Светлана Юрьевна
учитель логопед

Окончила: ФГАОУ ВПО СКФУ, 2012 г.
Педагогичский стаж: 3 года

Тел/факс: 8(8652)50-15-64

Основной целью организации логопедической службы в школе является: своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией.

         Основные задачи учителя – логопеда:

-предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;

-преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

-развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

 Основные направления работы учителя – логопеда.

1.  Общее углубленное обследование всех учащихся начальной школы. Определение структуры и степени выраженность имеющегося дефекта.

2.  Комплектование группы и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся), планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций).

3.  Коррекция нарушений устной и письменной речи (посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений).

4.   Взаимосвязь и  взаимодействие учителя – логопеда с родителями.

5.  Взаимодействие учителя – логопеда с учителем начальных классов.

6.  Взаимодействие учителя – логопеда с дошкольными учреждениями, логопедами и врачами – специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.

 

 Контингент учащихся, имеющих нарушения речи.

1.  Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленное  нарушением чтения и письма.

2.  Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное нарушением чтения и письма.

3.  Учащиеся с фонетическим нарушением. Обучение учащихся осуществляется в три этапа.

Этапы обучения

 1. Подготовительный период.

 2. Основной период.

 3. Заключительный период.

Взаимосвязь учителя – логопеда с педагогом – психологом.

Коррекция речи неразрывно связана с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.

Логопед и родители - партнеры.

Взаимодействие логопеда и родителей  необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.

Индивидуальная работа с детьми

Цель: Устранение дефектного звукопроизношения и автоматизация исправленного звука в речи.

Какие ошибки должны насторожить родителей

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свис­тящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой

и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

 4.  Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформи­рованном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

 5.  При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).

6.  Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).

 7.  Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).


 

Подготовка дошкольников  устной и письменной речи через игру.

   Я учитель-логопед, работаю с учащимися начальных классов, в тесном контакте с преподавателями. Для работы администрацией школы выделен  отдельный специально оборудованный кабинет. Моя работа заключается в диагностике, т.е.обследовании детей; коррекции речевых нарушений и профилактике, т.е. предупреждении возможных трудностей в процессе обучения чтения и письма. Так же по мере необходимости провожу консультации для родителей.

     В начале учебного года провожу комплексную диагностику, по итогам которой отбираю детей, которым необходимы занятия на логопункте. Занятия проводятся бесплатно, как групповые, так и индивидуальные. На занятиях проводится работа над правильной постановкой звуков и звукопроизношением, коррекцией письма (с учащимися у которых проявляются стойкие и повторяющиеся ошибки процессе письма), коррекцией чтения.

      Хочу обратиться к родителям дошкольников. У ваших детей сейчас наиболее благоприятный период для овладения новыми навыками и умениями. Но в то же время и очень сложный, т.к. ребёнок, во-первых меняет тип ведущей деятельности: с игры на учение, и во-вторых, ребёнку предстоит овладеть навыками письма  (его внимание должно распределяться между многими задачами письма:техническими, логическими и орфографическими).

     Поэтому большое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики пальцев рук ребёнка, которая тесно связана с работой речевых зон коры головного мозга и положительно сказывается на становлении детской речи. Это подтверждает тот факт, что переучивание левшей нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Развивая пальчики, мы развиваем речь ребёнка и мыслительные операции - внимание, память, мышление, восприятие.

      Для развития пальчиков полезна робота с конструктором; складывание мозаики; раскрашивание карандашами; пальчиковая гимнастика; работа с ножницами; шнуровка (сейчас в игрушечных магазинах есть специальные красочные шнуровки в виде различных фигурок); выкладывание из фасоли, тыквенных семечек, макарон - буквы и разные фигурки.

       Для успешного овладения  устной и письменной речи дошкольникам нужно развивать фонетический слух ( т.е. умение различать на слух звуки). Для этого полезны  различные игры. Например :

1.«Цепочка слов»-от заданного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова

     Дом – мак – кот – топор – рука – арбуз  и  т.д. можно играть всей семьёй.

2. « Найди звук» - игра с мячом., бросая мячик называете слова с одинаковым звуком, а ребёнок угадывает позицию звука в слове: вначале, середине или  конце , звук [ а ] -  Аист – мак – рыба  , звук [с ] – Сок – носок – нос  и  т.д.

3. « Придумай слово» - называете звук , бросаете по очереди мяч друг другу придумывая слова , звук [ д ] – Дым – дерево – дорога – дятел – дом  и т.д.

    Звук [ т ] –танк – тигр – туфли – телевизор – телефон  и т.д.

4. «Делить слова на слоги хлопками» пр. Мама – 2хлопка, 2 слога;

    Дом – 1хлопок,1 слог;  Машина- 1 хлопок, 1 слово и  т.д.

 5. «  Угадай звук»  бросая мячик называете слова, а ребёнок угадывает с какого звука начинается слово или каким звуком заканчивается  пр.

       Звонок, магазин , термос, лук , лиса, очки , и т.д.

      Для развития собственной речи ребёнка, полезно читать ему и разговаривать о прочитанном. Составлять простые предложения по заданным

словам, составлять маленькие рассказы по картинкам или по серии картинок.  

    Успешная совместная работа родителей с дошкольниками даёт хорошие результаты в овладении детьми устной и письменной речи. 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"