Рекомендации по профилактике суицидального поведения

 sch_64@stavadm.ru
тел/факс: 8(8652)947041
355008, г. Ставрополь, ул. Дзержинского,1

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №64 города Ставрополя

Рекомендации по профилактике суицидального поведения

 

 

Суицидальная попытка подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.

Общим стимулом при суициде является невыносимая душевная боль. Она рассматривается как мучение, душевные страдания и является тем, от чего хотят избавиться или убежать.

Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, ощущение безнадежности, бессилия, уныния, депрессии.

Смысл самоубийства заключается в попытке прекратить душевные страдания, кардинально изменить свою жизнь к лучшему.

В качестве причин суицидов наиболее частыми являются:

-   конфликт в личной жизни,

-   внутрисемейные конфликты,

-   чувство собственной неполноценности,

-   одиночество,

-   воздействие искусства (музыки, фильмов),

-   нестандартная ориентация,

-   попытка избежать наказания (уголовной ответственности).

 

Критерии, по которым можно спрогнозировать суицид:

1. Уход в себя, глубокое и длительное стремление побыть наедине с собой.

2. Капризность, привередливость, частые кардинальные колебания настроения.

3. Депрессия, глубокий эмоциональный упадок.

4. Агрессивность, вспышки ярости, жестокости.

5. Саморазрушающее и рискованное поведение, постоянное стремление причинить себе вред.

6. Потеря самоуважения.

7. Изменение аппетита (повышенный или его отсутствие).

8. Изменение режима сна. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями, однако некоторые наоборот теряют сон.

9. Снижение успеваемости.

10. Изменение внешнего вида, безразличное и попустительское отношение к нему.

11. Раздача подарков окружающим. Некоторые суициденты предварительно раздают близким и друзьям свои личные вещи.

12. Угроза. Как правило суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.

 

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

6. Во время беседы о суициде подростка необходимо убедить в следующем:

 что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

 что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

 что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно ие оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.

Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться.

Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

 

Источники:

1)      М.А. Алимова «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. [http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/resurs_centr/files/soln_suic.pdf]

2)     «Вестник мед», Красноярск. [http://www.vestmed.ru/archives/640]

 

Помните! Вы всегда можете получить помощь квалифицированных специалистов!

 

Общероссийский Детский телефон доверия (звонок бесплатный)

8-800-2000-122

 

Экстренная психологическая помощь ГБУЗ СК «СККСПБ №1»

8 (8652) 99-17-86

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»