Антитабачный закон

 sch_64@stavadm.ru
тел/факс: 8(8652)947041
355008, г. Ставрополь, ул. Дзержинского,1

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №64 города Ставрополя

Антитабачный закон

 

"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака"
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ =>)

 

Курение и наказание, или Антитабачные дополнения в КоАП РФ

15.11.2013 вступил в силу Закон N 274-ФЗ*(1), вносящий изменения в КоАП РФ и Закон о рекламе*(2) в связи с принятием антитабачного закона - Закона N 15-ФЗ*(3).

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Дополнения, вносимые Законом N 274-ФЗ, конкретизируют, в частности, административную ответственность.


Вовлечение несовершеннолетнего в процесс курения

Согласно дополнениям к гл. 6 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака расценивается как административное правонарушение, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб., однако если "угощать сигареткой" несовершеннолетнего будут родители или иные его законные представители*(4), то размер наложенного на нарушителей штрафа будет больше - от 2 000 до 3 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Причем вовлечением в процесс потребления табака согласно п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ признается не только вышеназванное действие, но и покупка для несовершеннолетнего табачных изделий или табачной продукции, предложение, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (согласно дополнениям к ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ).


 

Курение в неположенном месте

Главу 6 КоАП РФ дополняет ст. 6.24, устанавливающая ответственность за нарушение запрета курить табак на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Все места, где запрещено курение, перечислены в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. В частности, это территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры и органов по делам молодежи, услуг в области физкультуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. В число запрещенных мест попадают и помещения социальных служб, помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления, рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях. Запрещено употребление табака на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.

За курение в неположенном месте нарушители будут штрафоваться на сумму от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). За курение на детских площадках нарушителей ждет административный штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, - о курении табака на запрещенных территориях, в помещениях и на объектах - вменяется в обязанность органов внутренних дел (полиции).

Рассматривать дела о курении в запрещенных местах от имени органов внутренних дел (полиции) в силу изменений, внесенных п. 5 ст. 1 Закона N 274-ФЗ в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, также имеют право:

- начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

- начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (если указанное нарушение совершено на железнодорожном транспорте);

- старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах).


 

Требования антитабачного закона к территориям

Обязанность собственников помещений и территорий, а также арендаторов (если это предусмотрено договором аренды) следить за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления их деятельности, предусмотренапп. 2 п. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ. Статья 6.25, внесенная в гл. 6 КоАП РФ, вводит штрафные санкции за несоблюдение требований антитабачного закона, причем не только для граждан, но и для юридических лиц (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).


Требования к знаку запрета курения

Так, несоблюдение требований к знаку запрета курения, который должен отмечать территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения грозит административным штрафом: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 60 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ знак запрета курения необходим для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Требования к знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к данному знаку утверждены Приказом Минздрава РФ от 30.05.2013 N 340н*(5). В частности, знак должен быть размером не менее 200 х 200 мм (исключение составляет знак, размещаемый в транспортном средстве, и дополнительный знак запрета курения, размещаемый в определенных местах по решению собственника, согласно п. 7 указанных требований). Цветографическое изображение знака запрета курения может быть нанесено с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги и других материалов.

Знак может сопровождаться надписями "Не курить", "Курить запрещено", "No smoking", а также информацией о размере штрафов за курение. Обратите внимание: размещение на знаке сопровождающей надписи рекомендуется, а не вменяется в обязанность.

Руководителю организации, отвечающему за пожарную безопасность*(6), следует учесть, что знак запрета курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери), а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях предусмотрено оказание различных видов услуг, то запрещающий знак должен быть размещен у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), где оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекта предназначены для оказания одного вида услуг, то знак запрета курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

Приложение к указанным требованиям содержит изображение знака о запрете курения.

 

Оснащение мест для курения

Если будут нарушены требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, то согласно ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ на нарушителя будет наложен административный штраф: на должностное лицо в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридическое лицо - от 50 000 до 80 000 руб.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий (п. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

 

Примечание. Оборудование мест для курения не является обязанностью собственника помещения или территории.

 

Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях устанавливаетст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Приказом Минрегиона РФ и Минздрава РФ от 31.07.2013 N 321 утверждены Требования, устанавливающие обязательные условия, ограничения или их совокупность к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Данные требования не обязывают собственника имущества или иное лицо, уполномоченное на то собственником имущества, выделять и оснащать в обязательном порядке специальные открытые места для курения, а также выделять и оборудовать изолированные помещения для курения. Создание комфортных условий для курильщиков является добровольным решением собственника.

А вот создание комфортных условий для некурящих - его обязанность. Как уже говорилось, ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ обязует юридическое лицо контролировать соблюдение норм антитабачного закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления его деятельности. Неисполнение обязанностей по контролю влечет наложение административного штрафа от 60 000 до 90 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Места, выделяемые для курения, должны соответствовать двум требованиям:

- не быть территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено;

- соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Согласно указанным требованиям специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

- знаком "Место для курения";

- пепельницами;

- информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

- искусственным освещением (в темное время суток).

Если помещение изолированно, оно к тому же оборудуется:

- дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения (с внешней стороны двери должен быть размещен знак "Место для курения");

- огнетушителем;

- приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.


 

Стимулирование продажи и потребления табака

Глава 14 КоАП РФ, регламентирующая административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена, в частности, ст. 14.3.1, затрагивающей вопросы спонсорства табака, стимулирования продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламы указанной продукции или курительных принадлежностей. Напомним, что реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака (в том числе и его демонстрация) запрещены ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Руководителю организации следует обратить особое внимание на п. 2 и 3 данной статьи: демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 170 000 руб. (пп. "б" п. 3 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (например, вычисление преступника по брошенному окурку в детективном спектакле).

Если вышеперечисленные произведения созданы для детей, то административный штраф за демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака составит для должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Примечание. Вещатель или организатор могут быть оштрафованы за демонстрацию без соответствующей антитабачной рекламы произведения или программы, в которых присутствует демонстрация сигарет или курения.

 

Пунктом 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлена обязанность транслировать социальную рекламу о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации произведения, программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Если вещатель или организатор демонстрации не выполняет данную обязанность, то согласно ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, введенной Законом N 274-ФЗ (пп. "б" п. 3 ст. 1), на него может быть наложен административный штраф: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. Обратите внимание, что данная административная мера согласно п. 2 ст. 4 Закона N 274-ФЗ вступает в силу с 01.06.2014.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ (о демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака), согласно дополнениям, внесенным в ст. 23.44 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 9 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).


 

Кто уполномочен составлять протоколы?

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Закон N 274-ФЗ расширил полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ.

Так, протокол о вовлечении несовершеннолетнего в процесс потребления табака - нарушение п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ, - могут составить должностные лица органов внутренних дел (полиции) или члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

В случае нарушения ст. 12 Закона N 15-ФЗ (запрещающей курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах) протокол имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, - в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. Эти же органы имеют право составлять протокол при несоблюдении требований к знаку запрета курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения и неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм антитабачного закона - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

 

Если нарушен запрет, установленный ст. 16 Закона N 15-ФЗ, то есть табачные изделия или процесс потребления табака демонстрировались во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо при публичном исполнении, сообщении в эфир, по кабелю или было зафиксировано любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, то протокол об административном нарушении имеют право составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию*(7), - п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.


*(1) Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

*(3) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

*(4) Согласно ст. 20 и 26 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

*(5) Документ находится по адресу http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/orders/1426.

*(6) Ответственность руководителя установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

*(7) Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»