Уполномоченный по правам ребенка

 sch_64@stavadm.ru
тел/факс: 8(8652)947041
355008, г. Ставрополь, ул. Дзержинского,1

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №64 города Ставрополя

Уполномоченный по правам ребенка

 

Макарова Стелла Витальевна является уполномоченным по правам ребенка в МБОУ СОШ №64 г. Ставрополя.

 

График приема

вторник, четверг  14.00-15.00, кабинет 204

телефон/факс  8(8652)94-70-41

электронная почта:

stella_makarova@mail.ru

 

 


20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка! Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? 

«Конвенция» – это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав!

Твои права отражены в конституции.

                                                                   Ты должен это знать!


ПАМЯТКА для детей и родителей


Основные аспекты обеспечения и защиты прав и интересов детей в МБОУ СОШ №64

Дети – это самый ценный «капитал» каждого государства. Поэтому Конституция Российской Федерации подчеркивает приоритет материнства, детства и семьи и указывает на обязательность их защиты государством.

 

В своем Послании Федеральному Собранию в 2014 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Необходимо признать, что столь подробного документа, который охватывает основные аспекты защиты семьи и детей в России, не издавалось много лет. Последний Национальный План действий в защиту детей был принят в 1995 году.

В нынешнем Послании системно проанализированы проблемы государственной политики в интересах детей и поставлены конкретные и вполне достижимые задачи по улучшению демографической ситуации, расширению мер социальной поддержки семей, повышению доступности и качества медицинской помощи, технологической модернизации детских поликлиник и больниц, поддержке молодых и многодетных семей, радикальному увеличению числа семей с тремя и более детьми.

Особое значение Посланию придает то, что в 2010 году наша страна отметила двадцатилетие ратификации Конвенции ООН о правах ребенка, являющейся основополагающим международным актом, гарантирующим защиту детства, обязывает государства действовать в соответствии с принципом наилучшего обеспечения интересов детей, а также принимать дополнительные меры по защите каждого ребенка. Значение этого международно-правового документа неоценимо, так как он в значительной степени обращен не столько на настоящее, сколько в будущее.

Несомненно, защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, поэтому в стране не только совершенствуется законодательство в этой сфере, но и создаются независимые правовые институты для помощи детям и семьям в реализации и защите их прав, для контроля за действиями государства.

Примером тому является Указ Президента Российской Федерации  от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», который не только сформировал федеральный независимый институт по защите прав детей, но и рекомендовал субъектам Российской Федерации учредить региональные должности уполномоченных по правам ребенка. Сегодня детские защитники работают практически во всех субъектах Российской Федерации!


План по правовому просвещению и воспитанию обучающихся МБОУ СОШ № 64 г.Ставрополя
Правовой статус несовершеннолетних  с рождения до совершеннолетия

Права несовершеннолетних детей


 

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Право на образование - это совокупность прав:

·        на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

·        на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

·        на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

·        на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

·        на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

·        на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

·        на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

·        на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

·        на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

·        на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

·        на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

·        на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

·        на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

·        на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

·        на продолжение образования в образовательном учреждении, получающего образование в семье ,при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

·        на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

·        на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

·        на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

·        на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.


Список часто задаваемых вопросов

Вопрос: Обязаны ли дети выполнять принудительную уборку классов (мыть полы в классах, подоконники, парты в т.ч в кабинетах химии )?

Ответ: В соответствии с п. 14 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»: «привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Вопрос: Я учусь в общей образовательной школе и меня хотят отчислить за плохие оценки! имеют ли право они это сделать?

Ответ: В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. В соответствии с требованием пункта 7 статьи 19 Федерального закона «Об образовании», пунктами 57, 58 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении» обучающиеся обязаны соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка. Нормы права, устанавливающие случаи отчисления из школы закреплены Законом РФ \"Об образовании\" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 13.02.2009). В статье 13 закона «Об образовании» говориться, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке должны быть закреплены порядок и основания отчисления обучающихся и воспитанников. Сам же закон «Об образовании» (п. 7 ст. 19), предусматривает только следующие случаи отчисления: 1. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенное многократно грубое нарушение устава образовательного учреждения возможно исключение из этого образовательного учреждения, обучающегося при достижении им возраста пятнадцати лет. Также исключение обучающегося из образовательного учреждения возможно, если различные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, например, нарушает их права и права работников образовательного учреждения или нормальное функционирование образовательного учреждения. 2. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, возможно с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, за неуспеваемость или за получение плохих оценок вы можете быть отчислены из общеобразовательного учреждения, если такое основание предусматривается его Уставом, т.е. основным документом твоей школы.

Вопрос: Моя семья переехала в другой город, но прописки пока нет, и временную можем оформить после праздников, а детям идти в школу, но в двух школах по микрорайону нам отказали в виду отсутствия прописки, насколько они правы, неужели мои дети не имеют права на получение образования по месту проживания?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. Вы можете обратиться в районный отдел образования или же в прокуратуру по месту жительства, с заявлением о дискриминации вашего ребёнка.

Вопрос: Учитель имеет право, выгнать ученика с урока?

Ответ: Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1статьи 51, Закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина России на получение образования.

Вопрос: Имеет ли право учитель оскорблять и унижать учеников? Что  делать в таких ситуациях?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» в пункте 57 говорится о том, что дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается. Пункт 59 данного постановления предоставляет право родителям защищать законные права и интересы детей. В соответствии со статьей 56 Семейного Кодекса Российской Федерации вы имеете право на защиту своих прав и законных интересов. Кроме того, защита ваших прав и законных интересов осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а также органом опеки и попечительства, прокурором и судом (пункт 1 статьи 56). В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «...педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка». Также вы можете обратиться к администрации школы (директору, завучу), в органы прокуратуры, опеки и попечительства, уполномоченному по правам ребенка как лично, так и с родителями и изложить данную ситуацию.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЖЕСТОКОСТИ, НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Жестокое обращение с детьми – это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. В связи с этим, все более актуальным становится повышение  правовой  культуры   педагогов  по  защите  прав  ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным  проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Несовершеннолетние дети взяты под охрану государства и обладают следующими правами:

·         Жить и воспитываться в семье

·         Общаться с родителями и другими родственниками

·         Защищать свои права

·         Выражать своё мнение

·         Право на имя, отчество и фамилию

·         Изменение фамилии и имени

·         Право на имущество

·         Право на медицинское обслуживание

·         Право на образование и другие.

 

В современном обществе эти права часто нарушаются, родителями, государством, а зачастую и сверстниками.

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласностатье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляются родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

В Федеральном закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оговариваются некоторые аспекты, косвенно касающиеся профилактики нарушения прав и свобод несовершеннолетних.

В Статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» помимо прав выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования, предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, обучения по индивидуальному учебному плану, и т.д., причисляются такие пункты как

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Также  в ФЗ  при перечислении мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся в пункте 6 сказано о недопустимости принуждения обучающихся, к вступлению в общественные объединения, тк. Это является нарушением их прав и свобод.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Статья 45 посвящена защите прав обучающихся, родителей

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Что касается Обязанностей и ответственность педагогических работников, этот вопрос обсуждается в Статье 48,

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

В нашей стране действует достаточно документов по защите прав несовершеннолетних. Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов. Новый Закон дает детям, признанным потерпевшими, гарантию бесплатной юридической и обязательной психологической помощи. А всегда ли прав учитель? Зачастую дети подвергаются непосредственному насилию, как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов, либо с их молчаливого согласия.

Факторы, способствующие школьному и семейному насилию (по результатам социологических опросов в разных регионах страны)

·         Плохой микроклимат в учительском коллективе.

·         Равнодушное и безучастное отношение педагогов.

·         Низкая успеваемость ученика.

·         Неполные семьи, где воспитанием занимается родитель-одиночка.

·         Авторитарный и властный стиль воспитания в семье. Дети в таких семьях зачастую «задавлены», и школа является тем самым каналом, где они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

·         Недееспособные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, не работают и т. п.

·         Частые конфликтные ситуации в семье. Дети из семей, где «практикуется» насилие, воспринимают насильственные ситуации иначе. Часто на насильственную коммуникацию они реагируют как на нормальное явление.

Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:

1.Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка

2.Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком (совместно с психологом):

3.По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.

4.Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы. Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может:

·         -вынести родителям предупреждение;

·         -организовать совет профилактики, с присутствием родителей;

·         -написать представление в КДН или полицию.

5.При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.

Основания для лишения родительских прав, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:

·          Уклонение от выполнения родительских обязанностей,

·         Злоупотребление своими родительскими правами (создание условий, затрудняющих полноценное развитие ребенка, получение ребенком образования; приучение его к употреблению алкогольных напитков, наркотиков; использование ребенка при совершении преступления),

·         Жестокое обращение с детьми,

·         Хронический алкоголизм или наркомания родителя, 

·         Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга (необходим приговор суда, подтверждающий совершенное преступление).

Мы педагоги, можем прививать детям чувство ответственности, учить детей способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие конфликты; установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрения  и наказания, следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо; пропагандировать и разъяснять права детей, семьи.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»